x
 
Анна
17 декабря 2017
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Мой вопрос про фактчекинг и ошибки.

Я работаю быстро, глаз замыливается, и в моих текстах иногда появляются ошибки — это не только опечатки, но несогласованные слова, и прочее плохое. Навык корректуры у меня, мягко говоря, средний, учебники в этом помогают мало. Читать корректуру за собой — трудно. Проверка в ворде — не панацея, программа видит не все ошибки, а не ошибки порой подчеркивает. Сдавать работу с ошибками — смертный грех.

Какие сайты и программы могут помочь поднять навык корректора грамотного человека до приличного уровня?

Другой вопрос. Ошибки бывают и фактические. Из того, что сказал мне Гугл, я поняла, что журналисты проверяют факты с помощью программ, которые находят самую раннюю версию новости. Но как это делают копирайтеры?

  • Как быть в случае:
  • Собираешь информацию о большой организации, много разных департаментов, много разных источников, всё отрывочное, противоречит друг другу, общей картиной не владеет никто. Как проверить то, что собрал?
  • Информацию выдает один, проверяет другой. Этот другой, видимо, не знает факты, для него всё окей, сдаешь второму — всеё не так. Обойти такую схему не получается, всё утверждать у одного нельзя, отказаться вообще тоже. Как проверять?

Есть какой-то пошаговый алгоритм, который помогает проверить факты и быть уверенным: факты таковы и больше никаковы? Как опять же поднять навык фактчекинга до уровня «я в порядке»?


Анна, смертные грехи — это гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и похоть. Сдать текст с ошибками — это недочёт, но не смертный грех. Я постоянно публикую текст с ошибками и опечатками, и для меня единственный метод полностью избавиться от ошибок — посидеть над текстом ещё день. Иногда это слишком дорого.

На важных проектах я нанимаю корректора — это человек, который занимается вычиткой. Это недорого и очень полезно, но не защищает от ошибок. Корректоры тоже ошибаются.

Полезно посмотреть на текст свежим взглядом через несколько часов или несколько дней. Но у меня за 10 лет работы еще не было ситуаций, когда текст был готов за день до дедлайна, и можно было спокойно его отложить и вернуться. Я знаю, что закладывать день на вычитку правильно, но делать так ещё не научился.

Мне кажется так: не надо сильно переживать из-за ошибок. Лучше опубликовать текст и быстро всё исправить после публикации, чем долго не публиковать текст, пока не исправишь в нём всё. Дан из бэттер зен перфект.

То же с фактическими ошибками: вы можете сделать всё, согласовать текст со всеми, а потом где-то найдётся ошибка. Нестрашно. Доходите до истины, исправляйте. Важно не сделать всё идеально сразу, а быть готовым исправиться после.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Валентина Козлова
19 декабря 2017

Чтобы устранить языковые ошибки, можно отправить текст в один из онлайн-сервисов корректуры, это быстро и недорого.

Андрей Бобков
19 декабря 2017

При вычитке попробуйте сменить оформление - цвет фона, шрифт, размер кегля, ширина колонки, контекст. Кстати, ошибки бросаются в глаза сразу после публикации по этой же причине.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как описать путешествие в рекламной статье? Нужно ли высшее образование редактору? Как узнать, что нужно читателям? 1




Недавно всплыло

Какой движок выбрать для сайта рекламного агентства? 2 3 1 1