Максим Ильяхов |
Кристина, ваши ощущения справедливы, но только для людей, похожих на вас. Вас раздражают эти призывы, и в интернете найдется еще довольно много людей, которых они тоже раздражают. И вот для вас и этих людей ваша мысль справедлива: это фальшь, доверие к автору теряется. Но есть и другие люди. Часть ваших читателей не заметит этих призывов и никак на них не отреагирует. Другая часть, наоборот, увидит в них кураж и задор, и поделится именно потому, что вы их попросили. Чем дольше я занимаюсь редактурой, тем больше понимаю, что универсальных рецептов нет. Даже на самую адскую, тошнотворную и фальшивую манипуляцию найдётся свой преданный читатель. Для себя я придумал такой ориентир: стараться искренне принести пользу читателям и доносить эту пользу в тексте. Если мы делаем удобный новостной продукт — пригласить читателя на него подписаться. Если в статье есть информация, которую полезно рассказать друзьям или родным — пригласить это сделать. Но не механически, а осмысленно, как будто я говорю с другом:
Но если отойти от конкретных формулировок, давайте поговорим о более важном. Два тезиса. Мир очень сложный, и в нём есть всё. Если вы захотите доказать, что Существует разрыв между задачами бизнеса и собственными ценностями. Вы можете считать, что задача вашего СМИ — нести людям свет и правду. А ваш издатель будет уверен, что задача СМИ — конвертировать читательский интерес в рекламные деньги. Правых тут нет, просто у каждого могут быть свои задачи. Поэтому когда вам говорят: «Пишите так, это конвертит», к этому стоит как минимум прислушаться: возможно, ваши разговоры о лояльности и раздражении читателя тут никого не интересуют, люди деньги зарабатывают. Или наоборот: люди осознали, что лояльный читатель стоит намного дороже, чем просто читатель, и теперь не хотят его раздражать. Или наоборот: редактор начитался комментариев к статьям, проникся глубочайшим презрением к своим читателям, и теперь просто хочет максимально на них заработать. Или наоборот… Чтобы жить со всем этим многообразием вариантов, нужно чётко понимать, какой результат приносят ваши приёмы. Никакого «правильного» и «неправильного» нет, есть лишь цели, инструменты, последствия, и вы, которому с этим всем жить Подписывайтесь на канал бюро в Телеграме, и мы будем скидывать вам новые советы и анонсы мероприятий. В том числе — когда будут «Живые советы» о тексте и редактуре. |