x
 
Кристина Лунина
22 апреля 2018
Советы почтой каждую неделю
Пожалуйста, получите наше письмо, чтобы подтвердить свой адрес:
Вы подписаны на «Советы за неделю»:

Здравствуйте! Вопрос Максиму Ильяхову.

В статье про стоп-слова о словах-усилителях написано, что их слишком много и читатели в них не верят.

Возможно ли, что подобное случилось с призывом к действию? Почти в каждом письме и посте: «подпишись!», «расскажи друзьям!». Больше напоминает раздражающий шум.

Во фразах «подпишись, чтобы получать новости», «сохрани на стену, чтобы не потерять» чувствуется фальшь, потому что подписки и репосты нужны создателям текста. Они пишут это для своей выгоды, а не для заботы о читателях.

Как поступать? Не писать совсем или использовать другие формулировки? Или такой проблемы нет?


Кристина, ваши ощущения справедливы, но только для людей, похожих на вас. Вас раздражают эти призывы, и в интернете найдется еще довольно много людей, которых они тоже раздражают. И вот для вас и этих людей ваша мысль справедлива: это фальшь, доверие к автору теряется.

Но есть и другие люди. Часть ваших читателей не заметит этих призывов и никак на них не отреагирует. Другая часть, наоборот, увидит в них кураж и задор, и поделится именно потому, что вы их попросили.

Чем дольше я занимаюсь редактурой, тем больше понимаю, что универсальных рецептов нет. Даже на самую адскую, тошнотворную и фальшивую манипуляцию найдётся свой преданный читатель.

Для себя я придумал такой ориентир: стараться искренне принести пользу читателям и доносить эту пользу в тексте. Если мы делаем удобный новостной продукт — пригласить читателя на него подписаться. Если в статье есть информация, которую полезно рассказать друзьям или родным — пригласить это сделать. Но не механически, а осмысленно, как будто я говорю с другом:

Нет: механически и фальшивоДа: человечно и дружелюбно
Перешлите друзьям!Распечатайте эту инструкцию для своих родителей
Предупредите всех!Предупредите родных, если они тоже пользуются картами Сбербанка
Подпишитесь сейчас!Если нет времени читать все статьи, подпишитесь на еженедельный дайджест
Ставь лайк!Ставь лайк, чтобы видеть больше такого

Но если отойти от конкретных формулировок, давайте поговорим о более важном. Два тезиса.

Мир очень сложный, и в нём есть всё. Если вы захотите доказать, что каким-то людям не нравятся манипулятивные формулировки, вы этих людей без труда найдёте и предъявите. Верно и обратное: вы так же легко найдёте людей, которые отлично реагируют на манипуляции, для них это кайф и радость. Кому верить? Тем, кого больше? Или тем, кто громче кричит? Или тем, кого вы считаете своими читателями? Это вопрос сложный. Я на всякий случай говорю, что слушать надо себя и доверять внутренним ощущениям. Но мне тридцать лет, например, и когда моему читателю 14 лет, я не всегда уверен, что мои внутренние ощущения совпадают с читательскими.

Существует разрыв между задачами бизнеса и собственными ценностями. Вы можете считать, что задача вашего СМИ — нести людям свет и правду. А ваш издатель будет уверен, что задача СМИ — конвертировать читательский интерес в рекламные деньги. Правых тут нет, просто у каждого могут быть свои задачи.

Поэтому когда вам говорят: «Пишите так, это конвертит», к этому стоит как минимум прислушаться: возможно, ваши разговоры о лояльности и раздражении читателя тут никого не интересуют, люди деньги зарабатывают. Или наоборот: люди осознали, что лояльный читатель стоит намного дороже, чем просто читатель, и теперь не хотят его раздражать. Или наоборот: редактор начитался комментариев к статьям, проникся глубочайшим презрением к своим читателям, и теперь просто хочет максимально на них заработать. Или наоборот…

Чтобы жить со всем этим многообразием вариантов, нужно чётко понимать, какой результат приносят ваши приёмы. Никакого «правильного» и «неправильного» нет, есть лишь цели, инструменты, последствия, и вы, которому с этим всем жить :-)

Подписывайтесь на канал бюро в Телеграме, и мы будем скидывать вам новые советы и анонсы мероприятий. В том числе — когда будут «Живые советы» о тексте и редактуре.

Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Алексей Сироткин
23 апреля 2018

Есть простая и понятная статистика. Возьмём самый дубовый пример — ютуб. Наверное, многих раздражает, что в каждом ролике клянчат лайки и комментарии. Но по факту ролик, в котором автор сказал «ставьте лайк, подписывайтесь на канал», получает намного больше лайков и подписок, чем ролик, в котором это не сказали. Поэтому надо просто смириться и пропускать мимо ушей. А лучше подписаться и поставить лайк :-)


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как описать путешествие в рекламной статье? Нужно ли высшее образование редактору? Как узнать, что нужно читателям? 1




Недавно всплыло

1 Как следует поступить дизайнеру, если клиент постоянно вспоминает «нечто очень важное» 7 Все уже успели заметить, что вы почти во всех пятничных примерах советуете немного поунижаться 12 Какой движок выбрать для сайта рекламного агентства? 2