x
 
Клим Абрамсон
16 ноября 2014

Максим, и всё-таки я не понимаю, как вы предлагаете избегать прилагательных в информационном стиле. Посмотрите на эти словосочетания:

  • знатный род
  • в идеальном мире
  • независимое государство
  • принципиальная схема
  • простое число
  • ударная дрель
  • царское имение
  • элементарная частица

Все прилагательные из этого списка у вас в стоп-словах. Как их редактировать?



Идея стоп-слов не в том, чтобы мгновенно удалять их из текста. Это было бы варварством: будто мы берём на себя смелость исключать слова из языка. Напротив: стоп-слова помогают остановиться и задуматься над тем, как мы используем привычные инструменты языка. Можем ли мы написать лучше?

Если автор не задумывается об этих словах, он использует их в привычном виде:

  • Эта ударная дрель оснащена принципиально новым сверлом, благодаря которому вы получите идеально круглые отверстия в любых, даже самых сложных материалах

Получается типичная брехливая каша: слова вроде сказаны, а пользы и правды в них нет, сплошная пыль в глаза. Разберёмся.

«Ударная дрель» — это устоявшееся название изделия. Она ударная не потому, что хорошая, а потому что сверло совершает удар. Ничего тут не улучшишь. Все ваши примеры как раз из этой категории: это устойчивые выражения и термины.

«Принципиально новое» — что это значит? Если сверло сделано по новому принципу, то об этом хорошо бы написать. Если же принцип старый, а у сверла просто новая форма, то «принципиально новый» — это брехня. Нужно писать «оснащена сверлом новой формы» и как-то его описать.

«Идеально ровные отверстия» — здесь «идеально» используется для красного словца. Идеальный — это совершенный, лучше которого быть не может. Если отверстия от нашего сверла делают самые ровные отверстия из всех, которые бывают на рынке, то так и надо написать.

«Сложные материалы» — это какие? Прочные материалы вроде базальта? Или бетонная стена с железной балкой? Или устойчивые к сверлению полимеры?

Если ответить на эти вопросы, получится гораздо более полезный и интересный текст:

  • Ударная дрель с износостойким самозатачивающимся сверлом из карбида вольфрама. Подходит для гранита и железобетонных конструкций. Система осевой компенсации помогает сократить отклонения сверла и получать более ровные отверстия, чем при традиционном ручном сверлении.

Стоп-слово — это повод задуматься, как бы улучшить этот текст. Удалять стоп-слова нужно не всегда.

P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Евгения
13 ноября 2015

Относится ли к брехне словосочетание «высокие технологии»? Его можно использовать или лучше избегать?

Владимир Васильев
20 апреля 2016

«Высокими технологиями» сейчас называют всё подряд: от нейронных сетей для распознавания образов до «умных швабр», в которых используется улучшенный материал, позволяющий впитывать аж на 10% больше воды! Причём часто этим понятием обозначают то, что технологией не является в принципе, — например, новые материалы.

Гораздо полезнее будет написать, какая конкретно технология используется, какие преимущества она даёт и в чём новизна этой технологии.

Ольга Зонова
15 сентября 2017

Если не читать комментариев, второй текст воспринимается сложнее.

Предположим, я хочу просверлить дырку в деревянном полу. Из первого описания ясно, что я могу просверлить дырку в любом материале, а из второго - непонятно.

Многим потребуется дополнительно залезть в интернет и погуглить слова «карбид вольфрама».

Часто в рекламе встречаются не факты, а образ, который я получу, купив товар. Образ универсальной дрели меня привлекает, дальше я позвоню и узнаю, что именно мне нужно. А прочитав про гранит и железобетонные конструкции, я могу решить, что мне такая дрель не подходит, и не позвоню вообще.

Как с точки зрения рекламы, желания позвонить и узнать работает инфостиль?


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как описать путешествие в рекламной статье? Нужно ли высшее образование редактору? Как узнать, что нужно читателям? 1




Недавно всплыло

Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 Невозможно собрать портфолио 1 1 Какой движок выбрать для сайта рекламного агентства? 2