Максим Ильяхов |
Никаких общих правил для миссии компании нет. Всё зависит от того, зачем и для кого эту миссию формулируют. Я поделюсь своими наблюдениями, а вы решайте сами, что из этого применимо в вашей ситуации. Для начала советую прочитать старую статью о ценностях компании. Миссия ради миссии. Бывает, миссию делают без особого понимания, что это и зачем. Например, в книге об успехе написали, что у компании должна быть миссия — отлично, составляем. Если управляющий не понимает, зачем миссия нужна, то она может быть какой угодно. Я серьёзно: люди бывают суеверными, им бывают важны внешние знаки отличия, заклинания и прочий Миссия для сотрудников. Миссию используют, чтобы помочь сотрудникам принимать правильные решения на работе. Например, компания говорит: «Наша миссия — счастье клиентов». Тогда сотрудники, выбирая между счастьем клиента и сиюминутной прибылью, выбирают счастье. Часто такую направленную внутрь миссию называют девизом. Чтобы сотрудникам было легко принимать решения, девиз должен быть применимым в жизни. Мало просто сказать «Клиентское счастье» или «Делать мир лучше». Нужно объяснить, как эти принципы влияют на повседневную работу. Это необязательно формулировать в самом девизе — можно тут же рядом. Важно, чтобы миссия или девиз не остался безжизненной абстракцией.
И наоборот: плохо, когда внутренний девиз не только непонятен, но и по факту невыполним. Например, девиз компании: «Для нас главное — ваше развитие», — но компания никак это развитие не поощряет. Нет ни льгот на обучение, ни программы внутреннего развития. То есть компания Миссия для клиентов. Некоторые компании формулируют в миссии своё полезное действие для клиентов, тогда миссия — часть рекламы, и важно, чтобы она отвечала на боли клиентов и опиралась на чувственный опыт.
Плохо, когда миссия складывается из громких абстрактных слов, которые не привязаны к чувственному опыту читателя: «Лидерство, успешность, устойчивость», «Справедливость и законность», «Лучшие решения для лучших». Эти фразы могут иметь смысл для руководителя или сотрудников, но для клиента это пустые фантики. Любая компания может налепить себе на сайт красивое слово — в таком виде это не работает. Миссия для руководителя. Иногда руководитель сам формулирует миссию бизнеса — например, Артём Горбунов всегда писал, что миссия бюро в распространении знаний. Так как Артём вручную управляет самыми важными процессами в бюро, эта миссия помогает ему направлять работу. При этом миссия не мешает бюро делать коммерческие проекты, которые не связаны напрямую с распространением знаний. Поди разбери. Как такая миссия работала бы, если бы бюро было
Если же миссия — это оторванная от жизни абстракция, которой непонятно как пользоваться, то уже не важно, запоминают её или нет. Пусть себе висит на сайте и не мешает людям работать. |