x
 
Сергей Конаков
24 марта 2012

Максим, прошу совета.

Каким правилом русского языка регулируется написание названий компаний, состоящих из двух несвязанных слов? Я уверен, что «ВТБ Страхование» должно писаться через дефис и только первое слово должно быть с заглавной буквы, но доказать свою правоту сотруднику «ВТБ-страхования» без номера параграфа в справочнике не могу.



Сергей, вы правы.

Под ваш случай подходит не один, а целых два параграфа в справочнике.

§ 118 п. 6 справочника Лопатина гласит, что через дефис пишутся «сложные слова с первой частью — буквенной или звуковой аббревиатурой, напр.: УКВ-передатчик, МВ-печь, ВИЧ-инфекция, ДНК-содержащий.»

§ 120 п. 1б (относится к нарицательным, но будет полезен): через дефис пишутся «сочетания с однословными приложениями, следующими за определяемым словом, напр.: баба-яга, ванька-встанька, город-герой, ковёр-самолёт, лён-долгунец, мать-героиня...»

Здесь «страхование» — приложение, определяющее «ВТБ». Так как «страхование» идёт не первым словом и не является именем собственным,— согласно Мильчину, оно пишется со строчной:

  • «ВТБ-страхование»,
  • «ВТБ-инвестиции»,
  • «ВТБ-оборона».

Если приложение из нескольких слов, вместо дефиса — тире:

  • «ВТБ — традиционная медицина»,
  • «ВТБ — двойная бухгалтерия».

Другой случай — если между словами появятся синтаксические отношения:

  • компания-интегратор «Инфраструктура ВТБ» (родительный падеж);
  • пиар-агентство «Вся слава ВТБ» (дательный падеж).

И здесь первое слово будет с заглавной, как положено.

P. S.
Это был субботний совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Никита Коновалов
24 марта 2012

Помнится на хабре (http://habrahabr.ru/post/124840/) был спор как все же правильно писать название сервисов Яндекса:
«Яндекс деньги», «Яндекс.Деньги», «Яндекс-деньги».

Выходит, что правильно писать «Яндекс-деньги»?

Сергей Конаков
26 марта 2012

Спасибо!

Обсуждал тему со знакомыми, нашел два интересных момента.

1. Многие полагают, что нельзя зарегистрировать ООО «Водка», «Хлеб» или «Нефть», т. к. «закон запрещает регистрировать компании с названиями из широко распространенных слов». Закона, конечно, никто из так утверждающих не читал, и они путают название компании и торговый (товарный?) знак.

2. Очень интересный аргумент: «Я называю компанию, как хочу, как мне нравится, и вообще нет такого закона, чтобы компании по словарю называть». Я поверю в искренность намерений таких людей, когда они своих детей станут называть Оляксандрами и Моргоритами, а до тех пор буду считать авторов неграмотных названий компаний неграмотными.

Вадим Макеев
27 марта 2012

Мне кажется, что у любых справочников лопатина есть определённая зона применимости. Если те же «Яндекс.Деньги» написали через точку, подчёркивая либо доменное имя, либо выражая что-то другое, значит они работали не просто с сочетанием слов, описанным в параграфах 118 и 120, а с названием и даже серией названий для компаний, связанных в бренд. И если кто-то решил, что дефис и строчная буква в «ВТБ-страхования» слишком уж прячут род деятельности такой дочерней компании, значит они имели на это полное право.

В качестве другого примера: Альфа-Банк — это название банка, включающее слово «Банк», а «Альфа-банк» это что-то вроде альфа-версии банка, где названием оказывается «Альфа», если оно вообще воспринимается таковым.


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как описать путешествие в рекламной статье? Нужно ли высшее образование редактору? Как узнать, что нужно читателям? 1




Недавно всплыло

Выбранные элементы списка, как не забывать принципы из советов бюро и когда нужен логотип 1 3 1 2