x
 
Александр Кравчук
12 мая 2013

Добрый день, коллеги.

У меня вопрос и по теме взаимоотношений, и по редактуре.

Как вы относитесь к благодарностям авансом? Стоит ли писать «спасибо» в письмах, объявлениях и т. п.? Или это дурной тон?

Например, фраза «благодарим за понимание» в связи с какими-то неудобствами типа ремонта или повышения тарифов.



Благодарность авансом — неумелая манипуляция. Автор пытается вызвать чувство долженствования, сыграть на правиле взаимного обмена: «Я уже поблагодарил тебя за это. Теперь ты обязан это сделать».

Но правило взаимного обмена работает только тогда, когда мы даём что-то ценное. А благодарность авансом ничем не подкреплена и ничего не стоит.

Вместо того, чтобы заранее благодарить читателя за понимание, приложите усилия и помогите ему понять:

НетДа
Лифт временно не работает. Спасибо за понимание.Ремонт лифта до 1 июня. Работает лифт в северном крыле.
Старший инженер: +7 903 123-45-67
Пожалуйста, не курите в лифте. Спасибо за понимание!Пожалуйста, не курите. Детекторы дыма останавливают лифт, блокируют кабину лифта и двери. Курилки открыты на каждом этаже
Пожалуйста, не пользуйтесь мобильными телефонами во время спектакля. Спасибо за понимание!Звонки мобильных телефонов мешают зрителям и артистам. Пожалуйста, выключайте звук и вибрацию на время спектакля. Антракт в 20:40

То же касается благодарностей в деловых письмах. Смените манипуляцию на честные отношения, избавьтесь от нужды:

НетДа
Пожалуйста, пришлите согласованный договор до конца рабочего дня! Заранее спасибо!Чтобы оплата прошла на этой неделе, пришлите договор до конца рабочего дня.
Надеюсь, вам будет интересно сотрудничество с нами. Заранее спасибо за помощь!В каком формате вам будет интересно с нами поработать?

См. также совет об убедительных просьбах.

Роберт Чалдини. Психология влияния
P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Дмитрий Сержантов
13 мая 2013

Регулярно использую «спасибо» во всяческих формах чтобы улучшить климат письма. Удивительно, но это работает даже когда абонент понимает, что его готовы задушить.

Юлия Юдова
24 мая 2013

Дмитрий, откуда вы знаете, что это именно ваше «спасибо» работает?


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как описать путешествие в рекламной статье? Нужно ли высшее образование редактору? Как узнать, что нужно читателям? 1