x
 
Роман
19 октября 2014

Как бороться с пассивной агрессией в объявлениях?

  • Торговым агентам вход воспрещён!!!
  • Товар возврату не подлежит!!! Мелочь считайте, не отходя от кассы!!!
  • Улыбнитесь, ведётся видеонаблюдение)))
  • Уважаемые пассажиры!!! Глазками внимательно смотрите, что делаете

Как сделать текст мягче?



Пассивная агрессия чувствуется только в двух последних примерах, потому что автор пытается замаскировать запрет шуткой. Первые два примера — обыкновенное хамство, особенно с тремя восклицательными знаками.

Начнём с гигиены. Уберём признаки истерики: тройные восклицательные знаки и смайлы.

  • Торговым агентам вход воспрещён
  • Товар возврату не подлежит. Мелочь считайте, не отходя от кассы
  • Улыбнитесь, ведётся видеонаблюдение
  • Уважаемые пассажиры! Глазками внимательно смотрите, что делаете

Люди игнорируют просьбы и запреты, когда не верят в их серьёзность и не понимают пользы. Торговый агент знает, что никуда ему вход не воспрещён. Поэтому заигрывания, шутки и преувеличения делают объявления менее убедительными. Хорошее объявление информативное, уважительное и полезное:

НетДа
Торговым агентам вход воспрещёнМы не покупаем у торговых агентов
Сотрудникам этого офиса неприятны визиты торговых агентов
Товар возврату не подлежит. Мелочь считайте, не отходя от кассыПроверяйте товар и сдачу. К сожалению, мы не сможем обменять товар и пересчитать сдачу после того, как вы вышли из магазина.
Уважаемые пассажиры! Глазками внимательно смотрите, что делаетеОпасный проход. Во время движения состава платформы неустойчивые. Проходите осторожно или дождитесь остановки состава

Объявление о видеонаблюдении — не объявление даже, а предупреждение для воров. И просьбы тут нет, просто уведомление:

Улыбнитесь, ведётся видеонаблюдениеКруглосуточное видеонаблюдение
P. S.
Это был воскресный совет о тексте, редактуре и информационном стиле. Присылайте вопросы.
Текст и редактура — дисциплина Школы редакторов. Набор открыт. Чем раньше поступите, тем ниже стоимость и выше шанс на бесплатное место.
 

Поделиться
Отправить

Комментарии

Анастасия Лесик
21 октября 2014

Максим, что можно сделать с вторым и третьим вариантом «да», если одна из задач — сообщение должно считываться на лету. (Сейчас я читаю ваши варианты более трех секунд.) Уважение, информативность и польза остаются важными.

Я предлагаю желаемое от читателя действие выделить графически, как заголовок.

«Проверяйте товар и сдачу

К сожалению, мы не сможем обменять товар и пересчитать сдачу после того, как вы вышли из магазина.»

«Проходите осторожно

Во время движения состава платформы неустойчивые, вы можете упасть.
Наиболее безопасен проход во время остановки состава.»

Что скажете?

Иван Демидов
21 октября 2014

Есть агрессивные призывы.
«Убирайте за собой посуду!»

Есть более мягкие, но всё равно в повелительном наклонении.
«Убирайте за собой посуду, пожалуйста»

А есть подход Икеи, и мне он очень нравится. Никакого повелительного наклонения.
«Спасибо, что убрали посуду».


26 октября 2014

Иван, в подходе Икеи нет возможности сказать «Нет», как будто лёгкая манипуляция. Как по мне, варианта с «пожалуйста» достаточно.

Евгений Звягин
21 января 2015

– Сдача и товар!

Алексей Пережогин
4 мая 2017

Евгений, если со сдачей ещё более или менее понятно, то с товаром могут быть проблемы. Как в том анекдоте:
— Штурман, приборы!
— Триста двадцать!
— Что «триста двадцать»?
— А что «приборы»?


Цель рубрики — обсуждение вопросов дизайна всех видов, текста в дизайне и взаимоотношений дизайнеров с клиентами.

Мы публикуем комментарии, которые добавляют к уже сказанному новые мысли и хорошие примеры. Мы ожидаем, что такие комментарии составят около 20% от общего числа.

Решение о публикации принимается один раз; мы не имеем возможности комментировать или пересматривать свое решение, хотя оно может быть ошибочно. Уже опубликованные комментарии могут быть удалены через некоторое время, если без них обсуждение не становится менее ценным или интересным.

Вот такой веб 2.0.

Как описать путешествие в рекламной статье? Нужно ли высшее образование редактору? Как узнать, что нужно читателям? 1